Как выбрать манок на утку

Фото

Прежде чем идти в магазин для выбора манка, необходимо разобраться, а какой же манок нам нужен? Духовой манок или электронный, деревянный или акриловый? 

Электронные манки на утку

По моему мнению, использование электронного устройства в охоте на уток не очень-то честно. Да и правилами охоты они запрещены. Электронные манки частенько проигрывают по качеству звучания духовым манкам. Посудите сами, сначала звук записывается - первое искажение, затем его «цифруют» — второе искажение, после чего, воспроизводиться на динамиках – третье искажение. Конечно, есть аппаратура, которая может всё сделать хорошо, но я представляю её размеры. Это раз. Два – это то, что электронным манком не очень-то удобно управлять, т. е. вовремя добавить или уменьшить громкость, дать осадку или квачку с кормлением. Надо постоянно помнить, на какую кнопку нажать или ещё что-то сделать. К плюсам этого устройства можно отнести то, что его можно использовать как обучающее устройство, хотя сейчас – залил в телефон нужный файл – и учись.

С духовым манком проще: надо осадку — пожалуйста, надо отдельный кряк — вот вам. И всё самостоятельно. Поэтому, моё мнение таково: лучше иметь духовой манок. Да, кто-то скажет: «У меня нет слуха, я не смогу», а я скажу — это не слух виноват, это ЛЕНЬ и другие отговорки. Научиться можно. Охота с духовым манком, заставляет охотника говорить с птицей на одном языке, а как следствие – разбираться в её поведении.

Духовые манки на утку

Классическая «прищепка» или «импортная дудка»? Здесь отдадим предпочтение «импортным дудкам» (тем более на рынке появились манки Российского производства, не уступающие по качеству импортным как по звучанию так и качеству). У классических прищепок есть некоторые проблемы. Они дребезжат, в них нужен достаточно сильный выдув, вследствие чего, можно перейти на визг, тихие. На нем сложнее научиться играть, им сложнее управлять. Если он сделан из дерева (как правило береза или сосна) – часто разбухает, набухает и перестает работать. У дудок, конечно, есть тоже свои сложности, но качество их звучания и их возможности полностью перекрывают их минусы. Тем более, при их выборе можно всегда найти то, что устраивает больше. Теперь непосредственно об «импортных духовых манках»

Одно- или двухязычковые (лепестковые) манки. Для начинающего манильщика гораздо удобнее начинать с двухязычкового манка. Они прощают ошибки в подманивании. Выдерживают более сильную подачу воздуха, имеют более сочный голос. Есть у них и слабое место — залипание. В зависимости от производителя, какие-то залипают быстрее, какие-то медленнее; на залипание также влияют и погодные условия. Одноязычковые манки практически лишены этой участи и более реалистичны, но не простят фальши. По-поводу реалистичности: Мы же маним, поэтому Нам нужен более сочный голос. Значит, читаем первое предложение этого абзаца. Материал, из которого сделан манок. Поликарбонат (пластик), дерево, акрил.

Акриловые манки считаются лучшими, так как имеют лучший тембр, качество звучания, более устойчивы к атмосферным нагрузкам и долговечнее чем дерево или поликарбонат, а также требуют меньшего ухода и великолепно выглядят. Но их цена...

Манки, сделанные из дерева, звучат мягко и с «хрипотцой», прекрасно выглядят (сделаны, как правило, из ценных пород древесины – палисандр, кокоболо, черное дерево), но требуют серьёзного ухода. После охоты манок обязательно нужно просушивать и аккуратно хранить, чтобы он не рассохся. Также, бывают манки из стабилизированного дерева. Они ближе к манкам из акрила как по свойствам, так и по цене. Манки из поликарбоната. Менее прихотливы в уходе (но лучше не подвергать их воздействию высоких температур), прекрасно звучат и, самое главное, стоят недорого, относительно своих старших товарищей. Прекрасный выбор для освоения искусства подманивания и охоты. Это выбор большинства охотников, именно охотников, а не спортсменов, состязающихся в искусстве игры на манках (подманиванию уток). Еще добавлю, бывают и комбинированные манки, с разным сочетанием трёх материалов: акрил - дерево, поликарбонат - дерево и т.д.

Манки бывают нескольких классов по уровню громкости:

1. Open Water. Манки громкие. Предназначены работать на больших водоёмах и в ветреную погоду.

2. Timber. Манки менее громкие. Предназначены для закрытых, небольших водоемов, тихой погоды и работы "накоротке". Более реалистичные, по моему мнению.

3. Манки средней громкости. Нечто среднее. Достаточно реалистичные. Одни из самых популярных.

На выбор духового манка влияют такие факторы, как время и место охоты, а также, размеры водоёма. Считаю, что на небольшом водоеме (до 700 м) не стоит пугать птицу очень громким манком. Лучше всего взять манок средней громкости. Классификация манков на утку. Существуют разные по своей направленности манки на утку: - Манки на крякву (и/или речных уток). - Манки на шилохвость, свиязь, чирка-свистунка. Так называемые, «свистки». - Манки на нырковых уток. Первые, считаю, самыми универсальными. На звук этих манков летят почти все из выше перечисленных пород уток. Тем более, в кряковый манок можно легко воспроизводить звуки красноголовых нырков, гоголя и чернети. Еще к классификации отнесу и тон манка. Более высокий и нежный голос – это молодая кряква, более хриплый и низкий – старая кряква.

Цвет манка.

Никак не влияет на его рабочие качества, хотя выбор в цветах практически у всех производителей велик. Кто-то выбирает зеленые, черные или камуфляжные для маскировки, кто-то - яркие, чтобы не потерять. Прозрачные дают возможность смотреть за состоянием звукового узла манка и конденсатом. Цвет манка дает возможность на охоте легко и быстро выбрать нужный манок с определенным тембром.

О частях манка.

Все «импортные дудки» состоят из нескольких основных частей: 1. горн с выходным отверстием; 2. тоновая доска со звуковым каналом; 3. клин из пробки или резины (иногда пластика); 4. один, полтора, два, или даже три язычка, сделанные из майлара (или лавсана); 5. баррель (мундштук).

Есть два стиля, по которым делаются манки – арканзас и луизиана. В первом, горн и тоновая доска – это единое целое, а клин является дополнением. Во втором, тоновая доска, горн и клин – это разные части. Не могу точно сказать насколько принципиальна разница в звуке, но то, что манки стиле арканзас проще обслуживать (разбирать, промывать и настраивать).

Стоить, помнить, что духовой манок – это не панацея, и сразу все утки не прилетят. Нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. Нет двух уток с одинаковым голосом, так же как и нет двух манков с одинаковым тоном. Не стоит забывать о маскировке и чучелах, но это уже другая история, хотя и связанная между собой. Для удобства ношения манков рекомендую приобрести подвес для манков.